Главная » Файлы » Анализ деятельности |
07.03.2016, 19:39 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Процесс развития личности зависит от окружающего социального пространства, субъектами которого являются семья, школа, сверстники, сам ребенок и др. Соотношение разнонаправленных влияний (как позитивных, так и негативных) в означенном пространстве во многом определяет возможные варианты формирования личности. Нравственная, положительно ориентированная среда благоприятно воздействует на формирование личности ребенка, и наоборот, асоциальная среда формирует и асоциальную личность. В настоящее время в обществе сложился целый ряд неблагоприятных условий, существенно осложняющих психическое развитие и воспитание детей. Идет рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущего поколения. Поэтому необходимы специальные меры, направленные, с одной стороны, на оздоровление социальной жизни детей и подростков, с другой – на оздоровление их внутреннего мира. Поэтому важнейшая моя задача, как социального педагога, организация нравственной, воспитывающей среды в микросоциуме; объединение усилий всех субъектов социального воспитания с целью создания условий для личностного развития ребенка. Работа социального педагога отделения дневного пребывания велась по утвержденному плану работы на 2015 год. Главная цель деятельности социального педагога отделения дневного пребывания и отделения реабилитации: - создание благоприятных условий для развития личности ребенка (физического, социального, нравственного, интеллектуального); - оказание помощи детям с ограниченными возможностями в адаптации в социуме; - оказание социально-педагогической помощи и поддержки несовершеннолетним различных категорий, через решение ряда задач: предупреждение конфликтности, профилактика правонарушений и социальных вредностей, правовое просвещение несовершеннолетних и родителей, решение вопросов по оказанию социально-педагогической помощи учащимся. Прежде чем реализовать цель своей деятельности, социальный педагог должен хорошо представлять себе особенности развития ребенка и среду, в которой он развивается. Особо следует подчеркнуть то, что ребенок, как правило, не может сам осознать свои проблемы и объяснить их социальному педагогу. Поэтому социальный педагог часто оказывается перед необходимостью самостоятельно выявлять факторы, негативно влияющие на ребенка.
Работа ведется по следующим направлениям: - диагностика личности ребенка и его социальных связей; -коррекционно-развивающее; -предупредительно-профилактическое; -консультационно-просветительское.
Работа с детьми.
« Средь множества пытливых глаз, Формула человеческого счастья во многом связана с тем, насколько в нем развита способность к гармоничному встраиванию цели личной жизни в человеческий смысл жизни. На этом пути развивающийся человек больше всего нуждается в педагогической поддержке, и любой педагогический успех в этом направлении – не что иное, как преодоление бесконечных противоречий между индивидуализацией и социализацией личности. За отчетный период комплексную реабилитацию в отделении дневного пребывания и в отделении реабилитации н/л с ограниченными возможностями прошли 46 воспитанников из 41 семьи, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе из: Соотношение количества детей, прошедших реабилитационный курс в отделении дневного пребывания и в отделении реабилитации н/л с ограниченными физическими и умственными возможностями:
Работа с детьми различных категорий, наблюдение за их поведением в коллективе, условиями проживания в семье, родительско-детскими отношениями позволили выделить следующие факторы или показатели «риска»: *неблагополучие в семье (в том числе недостаточная забота о ребенке со стороны родителей); *экономическая и социальная обделенность; *педагогическая запущенность ребенка (плохая успеваемость, отсутствие интереса к обучению); *трудности социальной адаптации; *частые случаи раннего антисоциального поведения. Анализируя факторы риска нарушения развития детей, посещающих отделение дневного пребывания, необходимо отметить следующее: значительное количество ребят испытывают трудности адаптации к школе, проблемы в овладении учебной программой, имеют выраженную тревожность, у многих остается неудовлетворенной потребность в общении со значимыми взрослыми и в общении со сверстниками. Это свидетельствует о том, что необходимо проводить специальную работу. Поэтому одно из важных поднаправлений работы – профилактика девиантного поведения, социальной и школьной дезадаптации несовершеннолетних. Круг интересов, потребностей, возможностей детей поступающих в отделение реабилитации ограничен. Все стремления направлены на удовлетворение желания, возникшего в настоящем. Эмоциональное состояние определяется сиюминутными событиями. Отсутствует план, перспектива, прогнозирование. Они не задумываются о том, что будет завтра. Работая с нашими воспитанниками, приходишь к пониманию того, что путем простой передачи даже самых современных знаний, умений и навыков не сформировать такие важные социальные качества личности, как ответственность, активность, самостоятельность, умение находить решение возникших жизненных задач. Важной чертой современного человека становится способность решать нестандартные задачи и находить нетрадиционные подходы к их решениям. И задача педагога построить так свою работу с воспитанниками, что позволит у них сформировать ответственность, активность, самостоятельность, умение находить решение возникших жизненных задач. При осуществлении программ реабилитации были проведены индивидуальные, групповые и коррекционно - развивающие занятия. Всего было проведено 540 занятий. Из них индивидуальных - 458, групповых – 81. Особое внимание на занятиях уделялось созданию благоприятного микроклимата, созданию условий, в которых каждый ребенок, независимо от уровня интеллекта и физического развития, мог бы развивать свои способности. В индивидуальной и групповой работе с воспитанниками применяю в работе мультимедийные презентации и игровые программы, нацеленные на выработку нормативно-поведенческого, эмоционально-ценностного и ценностно-смыслового отношения к ситуации. На материале презентаций воспитанники сравнивают, анализируют, выделяют главное, обобщают предложенный материал, участвуют в постановке целей и задач социально ценностной деятельности. Основная возрастная категория воспитанников, прошедших курс социальной реабилитации – это младшие школьники. Младший школьный возраст – один из значимых моментов в жизни ребенка, период качественного и количественного изменения, поэтому требовалось помочь школьникам в решении их проблем. Следует отметить следующее: значительное количество ребят имеют сниженную школьную мотивацию, испытывают трудности адаптации к школе (как первоклассники, так и пятиклассники), имеют выраженную тревожность. Поскольку ведущей формой организации общения в младшем школьном возрасте является игра, были проведены занятия по формированию и развитию позитивного отношения к школе через игровую деятельность «Учись учиться», «Учиться - всегда пригодиться», «Школа будущего», «Знаю – не знаю-хочу узнать» и т.д. Также с помощью творческих игр и заданий («Кот и лодыри», «Кто где?» и т.д.) формировались познавательные интересы к определенным сторонам действительности, что, в свою очередь, способствовало повышению школьной успеваемости. Общение в непринужденной обстановке помогало формированию речевой активности детей. Следует также отметить, что игровой, увлекательный характер заданий, смягчает ситуацию стресса у детей с повышенной тревожностью и позволяет им продемонстрировать свои истинные возможности в более полной мере. Систематически проводились занятия с детьми, испытывающими трудности в выполнении домашнего задания. Ведь успешно выполненное задание обязательно вызовет желание приступить к следующему, чтобы снова убедиться: «Я могу!», что способствует повышению учебной мотивации. Тесное взаимодействие с классными руководителями, учителями, обмениваясь информацией в отношении успеваемости, поведения детей, позволяло своевременно определить проблему в обучении ребенка, обратить на это внимание родителей, совместно с ними и классным руководителем изменить положение к лучшему. Регулярная педагогическая помощь помогает обрести ребенку уверенность в своих силах, устранить пробелы в знания, что приводит к повышению самооценки ребенка, появлению мотивации к учебной деятельности. С целью развития познавательных интересов, развития художественно-эстетического вкуса и расширения кругозора детей, были организованы следующие экскурсии: в Школу искусств, ЦДОД, в детскую библиотеку, по местам боевых сражений, в краеведческий музей им. В.В. Карпенко, в Свято-Троицкий Храм. Дети получили массу впечатлений на обзорных и тематических экскурсиях, что отображено на замечательных фотографиях. Восприятие художественных произведений оказывает благоприятное воздействие на внутренний мир ребенка, побуждает интерес к прекрасному, расширяет кругозор. На протяжении всего периода нахождения ребёнка в отделении дневного пребывания большое внимание уделяется вопросу его трудового воспитания и ранней профессиональной ориентации. С этой целью проводились трудовые десанты (Чистый двор и др.) и акции (Посади дерево и др.), беседы, экскурсии по ознакомлению с различными видами трудовой деятельности. Представления о профессиях у детей 7-10 лет ограничены их пока небогатым жизненным опытом, работа мамы и папы, воспитателя в детском саде и учителя в школе, профессии летчика, полицейского, но об этих так или иначе значимых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Расширить знания и представления детей о профессиях помогли викторины («Что ни шаг, то профессия», «Этот удивительный мир профессий», «Мои интересы, мои возможности», «Угадай профессию», «Я в будущем», «Азбука профессий», «Знатоки своего дела» и др.), встречи со специалистами, которые интересно и достаточно глубоко рассказали о своих профессиях. Развитию познавательных умений и навыков способствовали различные познавательные мероприятия, участие в конкурсах детского рисунка, поделок из бросового материала, оформление тематических стендов, акции и многое другое. Воспитанники вовлекались в различные спортивные мероприятия, позволяющие развивать силу и ловкость. Ребята смогли поучаствовать в спортивных состязаниях: «Я - чемпион», в соревнованиях «Малые олимпийские игры», народных и спортивных играх. Одним из путей повышения качества воспитания я вижу в установлении прочных связей с социумом. Развитие социальных связей нашего учреждения с культурными и образовательными учреждениями дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка. В начале года разрабатывается, а затем корректируется план совместной деятельности с культурными и образовательными учреждениями. Мероприятия составляются таким образом, чтобы они отвечали задачам нашего учреждения, интересам и потребностям воспитанников, а так же возможностям педагогов. Так в 2015 году были составлены планы взаимодействия со следующими учреждениями: МЦБ, ЦДОД, Районный музей им. Карпенко, ВДПО. Данное взаимодействие направленно на формирование общей культуры личности ребенка, формирование здорового образа жизни детей, формирование основ безопасности жизнедеятельности, воспитание гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье, а так же развитие творческих и индивидуальных способностей детей. В целях психологического оздоровления, развития коммуникативных способностей, социальной адаптации воспитанников активно вовлекала детей в социально-полезную деятельность, в дополнительные формы социально-ценностной деятельности: конкурсы, мероприятия (различного уровня) и т.д.
Таблица творческого участия воспитанников в жизни социально – реабилитационного центра
Большое внимание уделялось мероприятиям, посвященным государственным праздникам и знаменательным датам. Были проведены мероприятия, приуроченные Году литературы. Самым ярким стало мероприятие «Друзья Эдуарда Успенского». Одним из важных аспектов работы с детьми данной категории является здоровье сберегающая деятельность. Здоровье детей является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны, а также одной из характеристик национальной безопасности. Вот почему так важно учить ребёнка сохранять своё здоровье и заботиться о здоровье окружающих, учить безопасным для здоровья формам поведения и гармоничному сосуществованию с самим собою и миром. На протяжении всего года велась профилактическая работа с детьми по охране здорового образа жизни, профилактике вредных привычек, профилактике правонарушений и безопасности жизнедеятельности. Был проведен цикл тематических бесед и занятий с детьми: акция «Жить здорово!», «Хорошо здоровым быть!», «Здоровье не купишь, никто не продаст, его берегите как сердце, как глаз», «Как жить не болея», «Посеешь привычку – пожнешь характер», «Курящий человек, чаще всего бывает…», «Кто кого, или ребенок в мире вредных привычек», «Куда обратиться, если…», «Опасные и безопасные ситуации», «Дерево дорого плодами, а человек делами», «Коварная сигарета», «Не переступи черту», «Закон и мы», «Ответственность», «Учись сопротивляться давлению» и др. Одним из приоритетных направлений работы социального педагога в отделении уже не первый год является патриотическое воспитание. Всегда волнует вопрос не только, кем станут наши дети, а главное – какими они будут. Как добиться того, что бы каждый ребенок достойно нёс высокое звание гражданина своей Родины? Гражданско-правовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания детей. В течение каждого курса реабилитации велась работа по программе «Я- гражданин» . Программа состоит из 24 занятий и рассчитана на детей младшего и среднего школьного возраста. Приоритетное место отводится раскрытию ценностей гуманистической этики и формированию у детей нравственных ценностных ориентиров, мотивов нравственного поведения, опыта самооценки и оценки поведения других людей с позиций добра и зла. Обладание правовыми знаниями способствует накоплению опыта добрых дел и поступков, гуманных отношений со сверстниками и взрослыми. Гражданско-правовые нормы позволяют упорядочить общественные отношения, поведение людей. Они определяют, что "можно", а что "нельзя", каким образом надо поступать в той или иной жизненной ситуации. С первых шагов, которые ребёнок делает самостоятельно, выбирая способы поведения, знание норм права должно оказывать ему помощь. В результате занятий у детей расширяются знания о Государстве, о малой Родине, о своих правах и обязанностях, формируется умение выражать свои чувства, понимать и принимать чувства окружающих, навыки самовыражения, повышается ответственность за свои поступки. Одним из значимых патриотических мероприятий стало «Память сердца» - вахта памяти по сохранению памятника. В течение отчетного периода педагоги совместно с детьми ухаживали за памятником в х.Рубашкин. Главная цель – осознание воспитанниками ценности и непомерной цены Великой Победы, значимости памяти о тех, кто отдал свою жизнь за Родину, и проникнуться уважением к истории своего района.
Работа с детьми-инвалидами была ориентирована на интеграцию их в детский коллектив, социальную адаптацию, воспитание оптимизма и веры в свои возможности, преодоление трудностей адаптации к учебному процессу. Проводились игры на сближение, подвижные, малоподвижные, словесные, настольные и др. Использование в работе коррекционно-развивающих, личностно-ориентированных и здоровьесберегающих технологий и занятий, бесед с детьми позволило найти принципиальные подходы к организации общения взрослого и ребенка в условиях учреждения. Анализ индивидуальных реабилитационных программ показал, что практически по всем разделам реабилитационной работы у 39 воспитанников отделения дневного пребывания и отделения реабилитации прослеживается положительная динамика.
Динамика положительной социализации воспитанников на основе достигнутых результатов и др. диагностических показателей отображена в социальных картах и индивидуальных программах сопровождения. Деятельность социального педагога в социально-реабилитационном центре носит комплексный характер и выражается в интеграции всего комплекса мероприятии по организации воспитательной и профилактической работы. При общении с воспитанниками я всегда стараюсь создать дружественную атмосферу, атмосферу взаимопонимания, комфортную для общения. Важно увидеть и оценить в ребёнке, независимо от его характера, поведения положительные качества. Мне удалось достичь того, что дети в общении со мной охотно шли на контакт.
Работа с родителями.
С момента поступления н/л в отделение и до окончания курса реабилитации воспитанник и его семья включается в систему социально-педагогического и психологического сопровождения. Реабилитационный процесс немыслим без работы с родителями. Роль родителей в воспитании детей трудно переоценить. Работа с родителями предусматривает решение следующих задач: - повышение социальной и психолого-педагогической компетенции родителей; - содействие в решении проблем детско-родительских отношений и школьной дезадаптации; - профилактика асоциальных форм поведения н/л и психолого-педагогическая помощь в адаптации и социализации; - защита прав н/л, профилактика жестокого обращения.
Работа с семьей строится следующим образом: устанавливается контакт, семья включается в социально-педагогический патронаж, ведется поиск форм и методов для решения возникших проблем в семье. Наиболее действенной формой работы с родителями в отделении является индивидуальная работа с родителями (беседы, консультации). Индивидуальная работа с родителями позволяет установить более доверительные отношения, учитывая особенности конкретного родителя и семейной ситуации, уделяя достаточно времени и внимания каждому из них. Родители чувствуют искреннюю заинтересованность их проблемой и желание специалиста оказать им помощь и поддержку. В результате индивидуальной работы с родителями выявлены те социально-психологические, педагогические проблемы, которые осложняют жизнь детей, тормозят их социальное развитие. Среди них: -родительская опека, сдерживающая у детей самостоятельность, неумение терпеливо содействовать ее развитию; -дефицит общения детей в семье и за ее пределами, что негативно сказывается как на их развитии, так и на эмоциональном самочувствии. Для осознания имеющихся нарушений во взаимоотношениях со своими детьми и восстановления отношений с ними для родителей проводились беседы и консультации об индивидуальных и возрастных особенностях детей; причинах школьной дезадаптации; стилях воспитания, видах детско-родительских отношений, причинах возникновения нарушений и способах разрешения конфликтных ситуаций. «В каком направлении идти?», «Ребенок не хочет учиться, что делать?», «Игры для пользы и развлечения», «Слагаемые успеха», «Взрослые и дети: границы дозволенного и недозволенного», «Адаптация к школе. Как и чем помочь?», «Как повысить школьную мотивацию», «Чтоб ученье, не в мученье», «Как научиться не принимать решений за своего ребенка», «Как стать ребенку другом» и др.. Для решения социально-педагогических задач налажено взаимодействие с педагогами МБОУ СОШ №1. Таким образом, работа с родителями обеспечивает непрерывность реабилитационного процесса, повышает его эффективность. Для родителей были подготовлены рекомендации и буклеты («Ваш ребенок идет в школу», «Родители, знаете ли вы, что…», «Семь правил для всех», «Как развивать самостоятельность», «Как воспитать правдивого ребенка», «Шаг к безопасности ребенка» и др.) Периодически обновлялся материал на информационном стенде «Для вас, родители». Предоставлялась информация на официальном сайте Учреждения в рубрике «Социальный педагог» - «Чтобы ребенок радостно прожил школьную жизнь», «Семь правил при наказании», «Если ваш ребенок уходит из дома».
Работа с родителями эффективна в том случае, если они заинтересованы в получении помощи и согласны сотрудничать со специалистами отделения. Однако практика показывает, что большинство семей, нуждающихся в помощи, являются немотивированными или слабомотивированными к работе, как со специалистами, так и над собой. Нежелание быть объектом чьей-то помощи – нормальное и понятное явление при отрицании наличия соответствующих проблем. Но при таком убеждении родитель никогда не станет союзником специалиста, а значит и успех всего патронажного процесса достаточно сомнителен. Именно поэтому в практике социального педагога отделения дневного пребывания используются различные приемы для того, чтобы изменить мотивацию родителей (чаще всего это психосоциальные методы: подбадривание, мягкая поддержка; откровенные беседы о возможных последствиях сложившейся ситуации, осторожное принуждение и др.).
Организационно-методическая работа
Методическое направление в работе социального педагога построено таким образом, что на протяжении всего периода идет обновление базы данных, методической литературы. Большое внимание уделяю изучению нормативно-правовых документов и современных технологий обучения и воспитания. В отчетный период прошла курсы по программе «Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности» (72 часа, НОУ ДПО «Институт дистанционного повышения квалификации») и курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Современные технологии организации, планирования воспитательной, социально-реабилитационной работы с несовершеннолетними детьми» в объёме 72 часа.
Внедрила в работу новую социально-педагогическую технологию развития воспитанников – кейс технология. Кейс (case - англ.) - многозначное понятие, которое в данном контексте трактуется как случай, казус (от лат. - Casus, следовательно, метод кейсов (кейс-технологии) является методом, который предполагает рассмотрение предложенных случаев, жизненных или профессиональных ситуаций. Применение данной технологии дает возможность добиваться положительных результатов в работе по направлениям: - работа с конфликтами (ученик-учитель, ученик-класс, ребенок-родитель) - формирование здорового образа жизни - формирование активной жизненной позиции - формирование социально-бытовых и экономических навыков - коррекция школьной тревожности Ценность использования кейс-технологии я вижу в том, что дети учатся находить разнообразные пути решения проблемной ситуации, обмениваться мнениями с другими, применять свои знания и расширять их, аргументировать свою стратегию решения проблемы по отношению другим. Получают важный для их становления жизненный опыт позитивного социального взаимодействия, обоснования и реализации собственной жизненной позиции. Внесла поправки в программу по гражданско- патриотическому воспитанию «Я - гражданин»: увеличился план тематических мероприятий, расширился диагностический инструментарий.
Регулярно выступала на педагогических советах и социальных консилиумах, проводила консультирование педагогов и родителей по возникшим вопросам. За отчетный период состоялось 22 заседания социального консилиума.
Принимала участие в семинарах, проводимых на базе нашего учреждения и Министерства труда.
Подготовила методическое пособие для специалистов «Педагогическое исследование, как ключ к пониманию личности воспитанника»
На коллективном собрании учреждения была избрана председателем комиссии по трудовым спорам.
Приняла участие в областной молодежной акции «Поезд будущего», проводимой Ассоциацией почетных граждан, наставников и талантливой молодежи.
В течение года исполняла обязанности администратора офицального сайта ГБУСОН РО «СРЦ сл. Б.Мартыновка».
Таблица достижений (личных и воспитанников) за отчетный период
Принимала активное участие в мероприятиях по привлечению благотворителей «Кто, если не Я» и сбору благотворительной помощи. Результат этой деятельности – техническое оснащение и эстетическое оформление кабинета отделения дневного пребывания.
Перспективы.
Все мероприятия, беседы, консультации были проведены согласно плану, цели и задачи которые я поставила перед собой, считаю, были выполнены. Перспективы в дальнейшей работе вижу в совершенствовании педагогических технологий, индивидуальном сотрудничестве с родителями, взаимодействии с другими социальными службами.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 263 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |